Это интересно:
Советуем:
Посмотрите:
Skip to Main Menu Skip to Content. Skip to Footer
Бесплатные программы вы можете скачать тут совершенно бесплатно.

Роль семьи в речевом развитии ребенка

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.

Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста; привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.

Ход мероприятия

  1. Подготовка материалов выставки (художественная литература для чтения детям, дидактические речевые игры, подборка упражнений по логоритмике, иллюстративный материал для обогащения словаря, карточки для составления рассказов по серии картин и т.п.).
  2. Оформление карточек с факторами успешного речевого развития ребёнка.
  3. Диагностика речевого развития детей.

Родителям предлагается выбрать из перечня факторов наиболее значимые, прокомментировать свой выбор (на столах лежат карточки с текстом).

  1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с младенческого возраста.
  2. Общение ребенка со сверстниками.
  3. Строение артикуляционного аппарата.
  4. Речь взрослых - образец.
  5. Развитие мелкой моторики рук.
  6. Чтение детям художественной литературы.
  7. Игра ребенка со взрослыми и сверстниками.

Характеристика детей пятого года жизни

Воспитатели знакомят родителей с содержанием раздела той образовательной программы, по которой в детском саду осуществляется педагогический процесс.

Воспитатель: Предлагаем вам несколько советов.

Речь не передаётся по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа

многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

Обратите внимание: ребёнок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее - обратиться за помощью к логопеду.

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольник имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите от ответов на вопросы ребёнка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша), научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.

Советуем завести дома детскую библиотечку, где можно вместе с ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей. Необходимо знакомить малышей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

«Главное направление в развитии речи ребёнка на пятом году жизни - освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи , в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки(«мяч-это игрушка, в него играют»),начинают активнее подбирать слова с противоположным(антонимы) и близким(синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова(существительные с собирательным значением).Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний -описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательно совершенствуются понимание смысловой стороны речи ,синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:

- не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;

-у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность; -имеются недостатки в освоении грамматических правил(согласовании существительных и прилагательных в роде и числе употреблении родительного падежа множественного числа).

Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.