Это интересно:
Советуем:
Посмотрите:
Skip to Main Menu Skip to Content. Skip to Footer
Бесплатные программы вы можете скачать тут совершенно бесплатно.

Главное не опоздать

Непростая задача убедить родителей в том, что ребенок 2 – 3 лет, общающийся только с помощью жестов и отдельных неопределенных по артикуляции звуков (в лучшем случае звукоподражаний), - это не нормально. Подавляющее большинство пап и мам считают, что стоит только ребенку поступить в детский сад, и он заговорит сам, без посторонней помощи. Чтобы развеять такое явное заблуждение и привлечь родителей к занятиям с детьми раннего возраста, необходимо проводить профилактические консультации.
Все родители желают, чтобы их малыш родился здоровым, развивался в соответствии с возрастом, вовремя начал сидеть, ходить, говорить. Родители с огромным нетерпением ожидают первого слова своего малыша. И это понятно - появление речи один из важнейших показателей нормального психического развития ребёнка.
Прекрасно, когда у родителей, ведущих здоровый образ жизни, рождается здоровый малыш – желанный, любимый, когда он становится смыслом жизни и общение с ним необходимо, как воздух. Скорее всего, такой ребенок будет нормально развиваться и заговорит вовремя, став еще более желанным собеседником для близких.
К сожалению, такая картина складывается не всегда! Здоровье родителей, образ жизни многих из них оставляет желать лучшего. Если мама во время беременности перенесла инфекционное заболевание, употребляла алкоголь или никотин, испытывала токсикоз или роды были осложнены, то у родившегося малыша очень вероятен риск отставания в речевом развитии.
Как же на ранних этапах распознать, есть ли у ребенка риск отставания в речевом развитии?
Речевое развитие делится на несколько периодов:
3–5 мес. – гуление. Малыш «гулит», «воркует»: «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о».
6–8 мес. – лепет. Ритмичное многократное повторение слогов («да-да-да», «ма-ма-ма»).
1 год – первые слова (5–10). Ребенок уже знает около 10 облегченных слов и легко подражает, услышав новое слово (мама, папа, баба, дай, на и др.). Понимает более 20 слов.
1,5 года – словарь расширяется и достигает 20-50 слов. В основном  это имена близких людей, названия предметов.
2 года – фраза из двух слов. Ребенок уже употребляет до 100 слов.
2,5 года – ребенок может строить предложения из 2-3 слов.
3 года – словарный запас составляет от  300–1000 слов. Речь приобретает связный характер. Ребенок использует предложения из трех-четырех слов. Ребенок задает вопросы, меняет интонацию.
И если ребёнок отстает более чем на один возрастной период, это является тревожным сигналом для родителей.  Необходимо обратиться за помощью к логопеду. Чем раньше будет выявлена проблема, тем легче с ней справиться и избежать дальнейших осложнений.
Многие родители допускают ошибку, считая, что ребенок научится говорить сам, что «он еще маленький, вот подрастет, тогда…». И пропускают самое благодатное время. Особенно неблагоприятным фактором является лишение ребенка эмоционального общения, недостаточное удовлетворение его потребностей в ласке, теплоте, любви. Подобная ситуация часто складывается в неблагополучных семьях. Если до года ребенок редко слышит обращенную к нему речь, если никто не вызывает у него потребности в речевом общении, он начинает говорить гораздо позже и усвоение языка идет у него с большим трудом. Общайтесь со своим малышом, разговаривайте с ним, побуждайте его к ответной речи, и в награду вы получите маленького человечка, смешно коверкающего звуки и слова, но зато такого интересного собеседника! Как гласит народная мудрость: «У говорливой мамы и дитя говорливое!»
Помните, возможность развиваться не остается неизменной. Именно в первые 3 года ребенок овладевает навыками, которые будет потом использовать на протяжении всей жизни. С годами же возможности эффективного развития постепенно угасают.
Нельзя забывать: чем дольше длится отставание в развитии речи, тем труднее наверстать упущенное и тем пагубнее последствия. Иногда отставание речевого развития, начавшееся в раннем детстве и вовремя не исправленное, может привести к значительной задержке умственного развития.
Вот почему надо начинать учить малыша говорить как можно раньше! Первые годы жизни – самое благоприятное время, когда занятия с детьми принесут богатые плоды, плоды, которые при всем желании нельзя вырастить позже. Главное – не опоздать!
Консультацию подготовила:учитель – логопед Козулина Л. Н.